Многие автовладельцы не обращают внимания на обслуживание аккумуляторной батареи в своем автомобиле. Современная электрика считается надежной, а аккумуляторы — необслуживаемыми, так что, мол, нечего и беспокоиться. Если батарея выйдет из строя, всегда можно купить новую. Да, современные аккумуляторы действительно служат долго, но этот срок можно значительно продлить, а также избежать неприятных ситуаций, когда в морозное утро вместо нормального запуска двигателя слышишь лишь щелчки реле, а на панели приборов тускло светятся лампы. Это значит, что аккумулятор вышел из строя.
Причина в том, что холодная погода увеличивает нагрузку на аккумулятор. Включаются дополнительные потребители энергии — фары, обогрев сидений и стекол, зеркал. Пуск холодного двигателя, где масло стало вязким, требует от батареи повышенной отдачи. Старый аккумулятор, который в теплую погоду еще кое-как справлялся, в холода уже не выдерживает. И не только из-за увеличившейся нагрузки, но и потому, что в мороз его возможности существенно снижаются.
Если не хотите оказаться в ситуации, когда ваш автомобиль не заводится в мороз, стоит позаботиться о регулярном обслуживании аккумулятора — хотя бы раз в год. Лучше всего это делать осенью, до наступления холода.
Начнем с простых действий, которые доступны каждому автовладельцу. Прежде всего, нужно очистить поверхность аккумулятора от грязи. Пыль, влага, реагенты и другие загрязнения не только ухудшают внешний вид батареи, но и могут вызывать ее саморазряд. Для очистки подойдет обычная ткань и раствор соды: 1 чайная ложка на стакан воды. Сода нейтрализует кислоты, которые могут оседать на аккумуляторе. Аккуратно протираем батарею, затем насухо ее вытираем и переходим к клеммам.
Используя нужный ключ, снимаем клеммы с выводов аккумулятора. С помощью того же содового раствора очищаем возможные кислотные отложения на контактах и тщательно зачищаем их. Для этого подойдут металлическая щетка или наждачная бумага. После этого устанавливаем клеммы обратно, плотно их затягиваем и смазываем специальной смазкой для клемм. Подойдет как обычный Литол, так и специализированная консистентная смазка. На этом базовые работы по подготовке аккумулятора к зиме можно считать завершенными.
Для более точной диагностики состояния батареи можно измерить ее напряжение с помощью вольтметра, но это не даст полной картины. Для проверки, как аккумулятор будет вести себя под нагрузкой, лучше использовать нагрузочную вилку — прибор, который имитирует работу батареи при запуске двигателя. Если напряжение при нагрузке не падает ниже 10,5 Вольт, значит, с аккумулятором все в порядке. Если же оно существенно снижается, возможно, он нуждается в замене.
Если аккумулятор требует подзарядки, для этого понадобится зарядное устройство. Лучше всего заряжать батарею на улице или в хорошо проветриваемом помещении. Подключаем зарядное устройство, соблюдая полярность: красный провод — плюс, черный — минус. Ток заряда должен составлять 1/10 от емкости батареи. После зарядки ток упадет до 0,2-0,5 ампера — это будет сигналом о завершении процесса. Если зарядка прошла слишком быстро, это тревожный знак: аккумулятор может быть уже не пригодным для использования.
При подготовке аккумулятора к зиме важным моментом является контроль уровня и плотности электролита. Хотя современные необслуживаемые аккумуляторы имеют систему для улавливания паров электролита и не требуют частого контроля, если у вас старая батарея, это необходимо. Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше уровня пластин. Для проверки используем прозрачную мерную трубку. Если нужно, доливаем дистиллированную воду. Плотность электролита проверяем с помощью ареометра — нормальная плотность находится в пределах 1,25-1,27 г/см³. Если плотность ниже, электролит необходимо заменить.
Отмыть батарею и почистить клеммы можно своими руками, если не бояться загрязниться. Но для более серьезных процедур, таких как проверка состояния аккумулятора под нагрузкой или зарядка, потребуется специальное оборудование. Если вы не хотите заниматься этим самостоятельно, всегда можно обратиться к профессионалам.
В сети специализированных магазинов ЦЕНТР АКБ специалисты помогут вам подготовить аккумулятор к зиме, а также предложить сопутствующие товары для обслуживания батареи – различные зарядные и пусковые устройства, клеммы, провода «ПРИКУРИВАНИЯ», дистиллированная вода и электролит. Не откладывайте заботу о машине — холода не за горами!